Германия демонстрирует демократическую открытость и не собирается ничего менять в области финансовой политики. В последнее время при составлении бюджета государства учитываются принципы бездефицитности, сокращения внешних займов и предоставления государственных услуг гражданам страны.
Структура государственного бюджета
Цель — формирование бездефицитного бюджета при поддержке федерального канцлера Германии Ангелы Меркель с успехом реализуется уже в течение 5 лет. В 2020 г. бюджетный профицит, одной из причин которого стала большая налоговая нагрузка, составил примерно 14 млрд. евро.
Федеральный бюджет имеет следующую структуру:
- Доходная часть складывается из налоговых платежей, акцизных сборов и пошлин.
- Расходная часть. Средства направляются в социальную сферу, на улучшение инфраструктуры, государственные заказы и оборону.
Немецкое государство является федеративным. Здесь действует принцип децентрализации, в соответствии с которым у каждого федерального образования, каждой земли и общины есть свой собственный бюджет, который составляется на основе правил, указанных в Конституции.
Доходная часть
Доходная часть складывается из налогов, государственных пошлин и платежей. Доходы общин складываются из следующих поступлений:
- налоги на имущество;
- налог на транспорт;
- акцизные пошлины;
- налоги на прибыль от игорного бизнеса;
- пошлины и сборы за оформление сделок с имуществом и вступление в наследство.
В бюджет государства также поступают оборотные налоги, 50% от удержаний из доходов физических лиц и обложения прибыли корпораций и компаний. Централизованный фонд также получает таможенные пошлины и сборы.
Расходная часть
Обязательства федеративных образований могут быть разными. Однако, в соответствии с Основным законом, у них есть общее обязательство. Они должны обеспечить равное предоставление социальных благ и услуг всем гражданам Германии. На это расходуется больше всего бюджетных средств, приблизительно 60%.
Помимо выполнения гособязательств перед гражданами, средства из федерального бюджета идут на оборону, развитие инфраструктуры, сельского хозяйства и производства промышленности, выплату суверенного долга и обеспечение работы государственного аппарата. Средства земель и общин могут направляться и на другие цели, которые одобрило государство.
Специфика
В Германии, так же как и в других государствах, есть объективное неравенство в области благосостояния. Чтобы не обострять ситуацию и не вызвать перекосы в демографическом положении, Германия пользуется механизмами вертикального и горизонтального выравнивания бюджета.
Больше всего средств направляется в социальную сферу с целью предоставить гражданам, в соответствии с Конституцией, равные экономические блага и единый уровень жизни.
Недавно к специфике немецкой бюджетной структуры добавилась новая черта — выделение все больших средств на интеграцию мигрантов. На эти цели выделяется до 77,5 млрд. евро.
Бюджет на 2021 г.
В основном доходы федерального бюджета складываются из налогов на прирост капитала. Формирование земельного бюджета связано с работой расположенных на территории производственных организаций. Из-за необходимости перераспределять средства между субъектами, к работе над бюджетом приступают летом и к концу осени составляют конечный проект.
В 2021 г. расходную часть бюджета установили в пределах 335,5 млрд. евро. Это на 2% превысило запланированный уровень. Пропорционально на 1, 23% от производственного объема увеличатся расходы на оборону. Это составит приблизительно 38,45 млрд. евро. Возможно, это является реакцией на призыв Трампа, который несколько раз обращал внимание на невыполнение обязанностей по финансированию коллективной безопасности в пределах 2% от ВВП членами НАТО.
В 2021 г. прогнозируется небольшое увеличение бюджета по сравнению с 2020 г. Больше средств выделяется на культуру (примерно на 23%), на адаптацию мигрантов, а также на сокращение уровня мировой миграции (21 млрд. евро).
В 2021 г. собираются сократить уровень государственного инвестирования (до 35,7 млрд. евро). Однако при этом прогнозируется его восстановление до 36,2 млрд. евро.
Накопленная “финансовая подушка” в размере 14 млрд. евро позволила министерству финансов выступить с инициативой снизить налоги. В качестве аргументов в поддержку данного предложения приводят наблюдаемый на протяжении последних лет экономический рост государства и стойкий политический запрос, сложившийся в обществе.
В 2021 г. расходная часть принятого государственного бюджета страны составила 356,4 млрд. евро. Это на 6% больше. На оборону выделено 43,2 млрд. евро (на 4,75 млрд. больше). На социальные нужды выделили 145,3 млрд. евро. Также выделили средства на развитие цифровой экономики и оказание помощи нуждающимся странам.
Вероятные изменения
Из-за того что бюджет был утвержден до парламентских выборов, возможно, что после того как будет сформирован новый Кабинет министров, в финансовый план внесут некоторые изменения. Одна политическая партия требует сократить налоги на бизнес и уменьшить процент актуального переизбытка средств, чтобы увеличить размер государственного инвестирования.
В последнее время государство действует в соответствии со стратегией schwarze Null, “черный ноль”. Она основана на том, что запланированные расходы финансируются из доходов бюджета, а не за счет получения новых займов.
Маловероятно, что в бюджетную политику государства будут внесены сильные изменения, так как несмотря ни на что, Германия по-прежнему остается одной из крупнейших стран в Европе с высоким уровнем экономического развития.